Дом, где родился Александр Довженко
- kykytravel
- 11 дек. 2015 г.
- 5 мин. чтения
«Славянский кинематограф дал миру только одного режиссера – Александра Довженко». Это слова Чарли Чаплина. Фильм Довженко «Земля» – в списке 12-ти лучших лент мировой истории кино. Все слышали о Соснице – пгт в Черниговской области. Именно там и родился Александр Довженко. Он был влюблен в красоту природы родных мест и часто наполнял ими свои работы. В общем, не поленитесь съездить в Сосницу, в дом-музей Довженко. От Киева – всего пара часов езды.

Указателя «к музею» на въезде в Сосницу мы не нашли. Но здесь дорогу вам подскажет каждый местный. Находится дом, в котором родился Александр Довженко, не в центре (как мне почему-то представлялось), а на отшибе. Это тоже Сосница, «по-местному» – хутор Вьюнище. Нужную хатку – определить несложно. Во-первых, таких больше нет. По крайней мере, так хорошо сохранившихся. Во-вторых, на поляне, огражденной тыном, находится памятник молодому Довженко. Вообще, весь «общий вид» создает впечатление, будто ты пришел не в музей, а в гости. Все очень чистенько, красиво и утопает в цветах.

дом, в котором жила вся семья

Мемориальная усадьба – это мазанка, сейчас под соломенной крышей. Есть еще хозпостройки и погреб. Жилой дом и погреб – сохранились еще от хозяев. Также как и яблоневый сад.

погреб, обустроенный семьей Довженко

старый сад
В доме – всего лишь две комнаты. Есть еще предбанник с пожитками: тут хранились бочки с запасами, инвентарь. Плащ, который висит на крючке – остался от деда Довженко.



иконы, принадлежавшие семье


Судьба, как по мне, у всего рода – трагическая. Из 14-ти детей, которых родила Одарка Ермолаевна, мама Довженко, выжили только двое: сам Александр и его сестра Полина. Все остальные не дожили даже до юности. Известно, что четверо братьев – Иван, Сергей, Лаврентий, Василий – умерли вообще в один день. Из детства Довженко вспоминал «слезы и похороны».

колыска


Хата хоть и небольшая, но семья была не бедная (хотя во многих источниках указывается совершенно иное). Точно: всем – и родителям, и детям – приходилось очень много работать. Отец Довженко, Петр Семенович, со всех сил пытался дать детям образование, так как сам не мог простить своему отцу свою неграмотность (дед Семен – был единственным образованным членом семьи).



Петр и Одарка Довженко
Вообще, как мне показалось, над родом Довженко висело какое-то проклятие. Наградив Александра Довженко талантом, где-то своровали его счастье. И вообще, я поняла, что о Довженко не знаю абсолютно ничего. Уж до сих пор остается много секретов, тайн и неточностей в биографии кинорежиссера с мировым именем.

Например, как оказалось – точной даты рождения Довженко нет. Где подают – 10, где 11 сентября. Известно, что с 1918 года он – офицер в армии УНР и, якобы, лично был знаком с Петлюрой. Точных подтверждений этой информации нет, только пересказы очевидцев. Якобы, был в плену, его даже чуть не расстреляли, три месяца отбыл в концлагере, как «враг рабоче-селянского правительства». Но, был помилован. И даже больше: после всего этого летом 1921-го года Довженко вдруг начал дипломатическую карьеру и отправился работать в Варшаву, а в начале 1922-го года – в Берлин, секретарем консульского отдела Торгового представительства УССР. Объясняется это по одной версии тем, что к тому моменту Довженко был уже завербован чекистами. В общем, как по мне вопросов больше чем ответом. Сам Довженко, дипломатично, начал свою автобиографию только с 1939 года.
Немало нестыковочек и в личной жизни. В 1914-м году, в Житомире, во время подготовки вечера, посвященного Тарасу Шевченко, Довженко знакомится с Варварой Крыловой. Через три года они вступают в гражданский брак. Но горе-жена сбегает за границу с белогвардейским офицером. Там Варвара заболела туберкулезом костей. Брошенную любовником, ее возвращает в Украину Довженко и в 1923 году официально женится. Но вскоре, в Одессе, влюбляется в популярную московскую актрису – Юлию Солнцеву. И Варвара (уже Довженко) бросает мужа. Но без скандала. В 1926 году она просто оставила записку:
«Дорогий, рідний, коханий мій! Я прощаюся з тобою. Я їду назавжди від тебе. Розумію все-все. Найперше — те, що жити разом ми не можемо. Ти йдеш у велике мистецтво. Ти віддаєш йому всього себе. Тобі потрібен друг у житті, тобі потрібна натхненниця. Коли приходиш додому стомлений, вкрай виснажений — маєш спочити душею. Твоє серце не повинна ранити жіноча милиця. О ні! Не тривожся за мене, любий мій. Залишаю тебе свідомо. Не хочу, щоб недуга моя травмувала твою душу. Адже ти не зможеш творити, працювати по-справжньому. Я житиму до останнього подиху з тобою в серці своєму, в спогадах, думках, у снах. І стежитиму за твоєю красивою ходою. Вірю і знаю, що ти створиш багато прекрасного, доброго й вічного. Ти закохався, Сашко… Повір: од щирого, хоч і зболеного серця, відкидаючи в ім’я тебе ревнощі й біль, хочу, щоб вона стала істинним твоїм другом, твоїм натхненням. А в мене одне-однісіньке прохання до тебе: хочу жити під твоїм прізвищем. Прощай. Хай іде до тебе добро й щастя із Землі, з Неба, з Води! Твоя навіки Варвара Довженко».

Юлия же Солнцева, я бы сказала, «мутная». Довженко она держала под каблуком и в ежовых рукавицах. Она быстренько бросила карьеру актрисы и стала помощницей – не отходила от Довженко ни на шаг. Есть версия, что Юлия Солнцева – агент КГБ и была приставлена, что б шпионить. До сих пор это на 100 процентов не доказано, и не опровергнуто. Есть только сведения, что друзья режиссера не любили его возлюбленную и называли «проклятая Юлька». Вот какую запись оставил друг Довженко, писатель Юрий Яновский: «Солнцева, зневажаючи і ненавидячи українську культуру, весь час тягне Довженка у бік російської культури, відштовхує його від українських письменників і взагалі від українців, а Довженко «цілком під її черевиком».
Собственно в официальный брак Довженко и Солнцева вступили за год до его смерти. До этого он до сих пор был женат на Варваре. Детей Солнцева Довженко не подарила. Так, что официальных наследников нет. Неофициально: Варвара Довженко родила сына и записала его на фамилию Чазов. Но историки установили, что дата рождения у мальчика отличается от записанной, поэтому есть все основания полагать, что он сын таки Александра Довженко.

из потомков у Александра Довженко племянники – два сына сестры Полины


Из дома в Соснице Довженко перевез родителей в Киев. Но, во время войны произошла трагедия. Во время эвакуации о Довженко-старших почему-то забыли. Их с квартиры выгнали немцы. В поисках денег на пропитание, 80-ти летний Петр Семенович, ходил по улицам с протянутой рукой. Однажды, к жене он не вернулся, и она нашла его уже мертвым. Похоронить мужа мать Довженко не могла шесть дней. Она продала остатки одежды, чтобы купить гроб, и сама – на санях – отвезла мужа на Куреневское кладбище и похоронила. После войны найти могилу так не смогла.

По большому счету, несчастным Довженко был и в профессиональном плане. Именно с творчеством связана литературная часть музея.


Довженко пережил невероятный успех, изгнание и забвение. Сталин, который, якобы мог прогуливаться с Довженко по ночному Арбату, не простил ему повести «Украина в огне». Александр Довженко был обвинен в национализме и в 1944 году ему запретили жить и работать в Украине.




По родной земле режиссер очень тосковал и писал в дневнике: «Я вмру в Москві, так і не побачивши України! Перед смертю попрошу Сталіна, аби, перед тим, як спалити мене в крематорії, з грудей моїх вийняли серце і закопали його в рідну землю, у Києві, десь над Дніпром, на горі».

ответа на это письмо Александр Довженко так и не дождался
В музее, помимо прочих экспонатов, сохранилось письмо Довженко главе Союза писателей УССР, где он просит помочь с жильем. Но ответа так Довженко и не дождался. Хоронили признанного в мире гения кинематографа Александра Довженко, в стареньком костюме. Он был единственным в гардеробе режиссера. Ритуальные расходы были за госсчет – на сберегательной книжке Довженко оказалось лише 32 рубля. Похоронен на Новодевичьем кладбище. До сих пор воля – быть похороненным в Украине – не исполнена.
Этот музей был создан уже после смерти Александра Довженко. Многие экспонаты передала Юлия Солнцева, всего их около шести тысяч. Но, я уверенна, многие тайны Довженко ученым еще прийдется разгадать. Именно Солнцевой достались дневники, записи и работы мужа. Вето на опубликование Солнцева наложила на двадцать лет – уже после своей смерти, а за это время многие данные куда-то затерялись. В общем, будете на Черниговщине – не проезжайте мимо Сосницы! Уделите несколько часов музею, тем более что стоимость посещения – смешная: экскурсию для троих нам провели за 50 гривен.