Легендарные личности Украины: Виктор Скаржинский
- kykytravel
- 5 сент. 2015 г.
- 4 мин. чтения
Фамилия Скаржинский пришла на Украину с Польши – жил в Скаржине некий Иван (датируется ХVвеком), потомок которого Александр-Антоний в 1733 году перешел на службу к Российской державе, принял православие (получил имя Михаил) и стал родоначальником трех веток Скаржинских на Украине.
Именно благодаря этому событию, Украина получила гениального лесовода, имя которого спустя 150 лет после его смерти было предано забвению.
…Я рос в колыбели степной тогда, когда носились в наших краях запорожцы… запишет в зрелом возрасте Виктор Петрович Скаржинский, вспоминая о своем детстве. Не смотря на то, что Виктор получил военное образование, судьбу свою с этой деятельностью не связал, чем очень расстроил родных. Вернулся после учебы домой в родное село Трикраты. Но парню не сиделось сложа руки. В свои 25 лет в разгар войны с Наполеоном он собирает своих крепостных (сел Трикрат и Мигеи – это имение Скаржинских) и возглавляя эскадрон, отправляется на поле битвы. Возвращается с малыми потерями, но с наградами. А вот брату Виктору – Николаю повезло меньше – он погиб. Возлюбленная Николая очень побивалась за парнем. Красивая, но холодная Варвара Милорадович пришлась по душе и Виктору. Девушка хотела уйти в монастырь, но ей суждено было стать продолжательницей рода, хоть и с нелюбимым Виктором. Чтобы не отставать от Потоцкого (подарившего графине Софии парк под Уманью), Виктор начал усиленно сажать и сажать в своем имении. Вскоре поместье буяло в зелени и лес рос «не по дням, а по часам». Такой подарок приняла Варвара и стали они жить-поживать в селе Трикраты.

Дом-усадьба Скаржинских

Родовой герб Скаржинских
Сегодня мы видим ровные ряды лесопосадок в степи, леса, которые сохранила история у сел Трикраты и Актово (село названо так в честь того, что Скаржинский, давая свободу крепостным, заменил этот документ специальным актом, по крайне мере, так объясняют местные необычное название старого села)
Необходимым условием для успешного лесоразведения, считал Великий Лесовод, является глубокая вспашка почвы. Особенно здесь, на огромных гранитах знаменитого Украинского кристаллического щита. Многолетний опыт лесонасаждения подсказывал: давать предпочтение быстрорастущим породам деревьев и кустарников, смешивать посадки с растениями разных корневых особенностей: растущих вниз, горизонтально, в стороны. Важно учитывать и породы, которые предпочитают разные почвы и условия: сухостойкие или нет, любящие склоны или низинки и пр. Поэтому не случайно у Скаржинского склоны северной экспозиции украшали сосны и березы; влажные места заполнили ива, ольха; относительно сухие - дуб, клен, а в засушенных прекрасно произрастали гледичия и робиния. Деревья сажались приближенно к природным посадкам: на расстоянии 0,5-1,8 м. Без соблюдения четкости рядов. Было отмечено, что в этих краях лучше всех приживаются и растут саженцы 2-3-летнего возраста, выращенные из местных семян.
К опыту лесовода у Виктора Петровича прибавился опыт по устройству плотин и прудов (соорудил 36 прудов). Загадки и тайны земли помогали ему разгадывать его мудрые земляки, которые имели огромные знания и опыт своих предков. Сам Скаржинский разработал конструкцию специального плуга, в который впрягали 8-10 волов. Заказывал он и английские плуги, которые изготавливались из стали и годились для глубоких вспашек земли на Вознесенщине.
По реке Мертвовод расположен участок «Васильева пасека». Его когда-то заложил сам Виктор Петрович Скаржинский. Говорят, здесь был пасечником дед Василий. В память о старом добром дедушке и было названо это место. Еще в старые времена эта пасека приносила большие прибыли и прославила простого крепостного крестьянина, что служил Скаржинскому. Целых 5 км тянется балка-полоска «Васильева пасека»: Миронов сад, виноградный сад. Она как бы окружает само село Трикраты и с самолета кажется стеной, что опоясала село-крепость. У Васильевой пасеки расположилось Лебяжье озеро, где сегодня в вольной природе живут и выводят птенцов дикие лебеди, утки, крячки. Недалеко от них расположилось уникальное гнездование серых цапель. Как утверждают ученые, это самое большое место поселения серой цапли в Европе - примерно 60 особей. Живут только на серебристых тополях.
«Трикратский лес «Лабиринт» (144 га чистого леса) открывается он сразу с сельской улицы. По нему пробегает искусственная река, вырытая когда-то еще Виктором Петровичем и его крестьянами. Тянется на 1,5 км, совсем рядом с его домом. Все это было сделано для любимой жены, чтобы она могла всегда любоваться мирно журчащей водичкой, получая прохладу и хорошее настроение в знойной степи. Не забыть этой земле чудных дорожек для пеших и конных прогулок в лесу вдоль реки, удивительно романтических мостиков с необычными названиями. Все это можно увидеть собственными глазами. Добраться необходимо в Вознесенск, затем по трассе на Братское до села Трикраты.


Не имея специального образования, Скаржинский сам обобщил опыт ученых и практиков многих стран, советовался со старожилами, лесниками. Неудивительно, что позже в Трикраты к удивительному ученому-самоучке приезжали со всего мира. Действительно, здесь было чему поучиться, о чем посоветоваться. Вокруг имения очень скоро выросло и благоухало около 300 видов диковинных растений, выписанных и полученных не только из близлежащих мест, но из Франции, Германии, Северной Америки. Вскоре в Трикратах были и те, кто яростно оспаривал эксперименты и начинания гениального Скаржинского. Виктор Петрович Скаржинский вспоминался прекрасным собеседником, интеллектуалом, необычайно эрудированным человеком во многих областях знаний. Любил жизнь. Всегда имел свою точку зрения, умел блестяще рассказывать, любил пофилософствовать, пошутить. Не любил писать. Его секретарь Палимпсестов, публикуя работы, выводы, рассказы Скаржинского, вскоре станет профессором. Виктору Петровичу были чужды бахвальство, хвастовство, гордыня. Если проследить за записями его секретаря, перед читателем возникнет личность, наделенная необыкновенным аналитическим умом. Его жизненные заключения, размышления, выводы могут составить целые философско-мудрые книги. А сенсации и открытия, которые удалось и успелось записать Палимпсестову, составят тысячи редких технологий, открытий, полезных советов, результатов удивительных опытов и экспериментов.
Навестив Родину Скаржинских на Вознесенщине: родовое поместье, лес «Лабиринт» и конечно же, каньоны – вы убедитесь, что эти места еще хранят дух легендарной личности.

По материалам С. Бойчук